СПб, Шушары, ул. Ленина д. 6а
 
Статьи  /   Зимние легковые шины липучка или шиповка, что выбрать?

Зимние легковые шины липучка или шиповка, что выбрать?

В том, что сезонная резина необходима, уже никто не сомневается, когда приходится управлять автомобилем в регионах, где зимой бывают морозы и выпадает снег. Даже если не выпадает – многим известно, что при снижении температуры до пяти градусов выше нуля и менее, летние шины начинают вести себя не так хорошо, как это было летом. Физически это означает, что верхний слой протектора охлаждается, становясь излишне жёстким. Такая резина не может обеспечить приемлемых сцепных свойств. Тем более на покрытиях со снегом и льдом. Там вообще сцепление как таковое пропадает почти полностью, автомобиль не то что не управляется, а часто просто не в состоянии тронуться с места.

Общеизвестно, что укрупнённо все автомобильные зимние шины подразделяются на шипованные и без шипов. Вот это и порождает многочисленные споры, хотя спорить тут особо и нечего.


Не шипованная резина.

Протектор, лишённый шипов, работает исключительно за счёт сил трения, поэтому такая шина называется фрикционной. Хотя она больше известна под названием «липучка». Термин явно изобретён маркетологами и намекает на её способность прилипать к поверхности, независимо от её свойств. На самом деле это не так, и ничто там ни к чему не прилипает.

Ламели на шинах липучках
Так выглядят ламели на шинах липучках


Если присмотреться к рисунку беговой дорожки зимней фрикционной шины, то можно заметить, что он весь покрыт мелкой сеткой прорезей, образующих небольшие участки резины, называемые ламелями. Ламели обладают значительной гибкостью, что позволяет им изгибаться при боковых нагрузках, увеличивая давление на поверхность в зонах краёв. Резина как бы пытается вгрызаться в лёд, что значительно увеличивает силу трения. Этот эффект и рекламируется как прилипание. Сразу же стоит заметить, что при износе протектора явление сходит на нет. Как и при увеличении жёсткости резиновой смеси со временем. Это объясняет настоятельные рекомендации экспертов регулярно заменять зимние шины, даже если они ещё сохраняют видимость небольшого износа. Протектор есть, но свои функции он уже выполняет критически плохо.

Второй особенностью, как это видно из рассмотрения первой, является мягкость резины, из которой сварен протектор. И не просто мягкость, а способность сохранять её при низких температурах. Данное свойство пригодилось бы в любых условиях, даже летом, но невозможно удержать такую резину от ускоренного износа. Эффект усугубляется при разогреве протектора, он буквально может поплыть.

шина липучка вид спереди
Направленная зимняя шина липучка


Важное значение имеет рисунок протектора. Кроме разбиения его на мелкие ламели, необходимо обеспечить ещё целый ряд свойств для эксплуатации шины в меняющихся дорожных условиях. Рисунок должен иметь более широкие канавки для отведения воды и снежной каши, крупные участки (шашки) для улучшения характеристик проходимости по не укатанному снегу, определённые направленные канавки для самоочистки протектора, а также иметь минимальные шумовые характеристики.

Преобладание тех или иных взаимоисключающих свойств требует приблизительного разделения фрикционных шин на вседорожные, скоростные и универсальные, или классические. В последнее время шины всё чаще выполняются не только направленными, но и асимметричными, что предъявляет соответствующие требования к установке такого колеса на автомобиль.


Шипованные шины.

Только они в состоянии обеспечить надёжное управление автомобилем по льду или укатанному снегу. Липучке там будет просто не за что цепляться. Шипы же, вгрызаясь в твёрдую ледяную структуру, могут обеспечить приемлемые возможности по устойчивости и тормозному пути. Многочисленные тесты показывают, что путь остановки сокращается вдвое и более.

Зимняя шипованная шина
Курглые шипы и ламели есть как на липучке


Шипы тоже бывают разными. Отличаются они своей формой, круглые, овальные или многогранные, а также хитростью приёмов посадки в слой резины протектора. Лучше всего служат шипы плавающего типа, которые меньше подвержены выпадению и не изнашивают обе соприкасающиеся поверхности при попадании колеса на твёрдые покрытия. Спортивные крупные шипы, предназначенные для работы только по льду, обеспечивают уникальное сцепление, часто даже выше чем у летней шины с асфальтом, но моментально разрушатся, если под ними не будет покрытия, на которое они рассчитаны. Плавающие же почти не изменят поведения машины.

Плюсы и минусы.

Об этом проще всего судить, если вспомнить какая резина где создавалась. В скандинавских странах не принято чистить дороги, укатанный снег там используется как альтернативное покрытие. Естественно, в таких условиях все ездят на шипованной резине. А во многих странах Европы шипы запрещены. Дороги очищаются от снега и льда, но температура зимой низкая, да и кратковременные контакты с последствиями осадков неизбежны. Для этих условий и были созданы липучки.

Не следует считать, что применение шипов лишает сам протектор его зимних качеств. Они точно такие же, как и у фрикционных шин. Шипы практически не мешают всем перечисленным эффектам в виде ламелизации, отвода воды и самоочистки. Остаются лишь два крупных недостатка – повышенная шумность и неблагоприятное воздействие на дорожное покрытие.